17:44 

РЕНЕССАНС или ВОЗРОЖДЕНИЕ (XIV-XVI вв.)

кей23
....правильно писать может только дворянин.оно конечно,некоторые и купчики-конторщики и даже крепостной народ пописывает иногда;но их писание большею частью механическое: ни запятых,ни точек,ни слога. (с)
РЕНЕССАНС или ВОЗРОЖДЕНИЕ (XIV-XVI вв.)

"развалины стен рима заслуживают почитания,и земля,
на которой стоит город,священнее,чем думают люди"
данте алигьери



ренессанс или возрождение - эпоха в истории культуры европы,пришедшая на смену культуре средних веков и предшествующая культуре нового времени.этим французским словом (renaissance - «возрождение») обозначается не только особый художественный стиль,но и вся приходящаяся на XIV-XVI века эпоха в культурном развитии западной европы.это была эпоха великих географических открытий,изобретения книгопечатания и телескопа,доказательства шарообразности земли и вращения планет вокруг солнца,широкого применения энергии воды и ветра,бурного роста городов и ремёсел.новый стиль привнес в искусство и культуру средневековой европы новый дух свободы и веры в безграничные возможности человека.впервые за полторы тысячи лет человек снова стал творцом красоты и свободным странником,желающим увидеть и ощутить окружающий его мир,он снова готов к открытиям и смелым решениям.




отличительная черта эпохи возрождения - светский характер культуры.главное,чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства.особенное значение в этом направлении придаётся симметрии,пропорции.на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки,полусфера купола,ниши.распространяется предварительное проектирование предметов: прежде чем воплотиться в материале,они зарождаются на бумаге.





архитектура ренессанса становится ордерной,многое делают по золотому сечению,за основу берутся архитектурные принципы древнего рима и греции.архитектура щедро украшается живописью.зодчие начинают использовать,так называемые,"обманки".
период возрождения в искусстве закономерно начинается в италии - самом экономически развитом на тот момент регионе европы.





дома знати в эпоху возрождения,особенно в XV-XVI вв.,отличались пышностью и великолепием. это,собственно,были и не дома,а настоящие дворцы.строились они,как правило,не в черте города,а в окрестностях,поближе к природе,подальше от вечной городской вони и грязи.богачи - выходцы из третьего сословия,тоже стремились обзавестись домом на природе.особенно загородные виллы любила итальянская знать.
знаменитая вилла медичи под флоренцией посрамляла своим великолепием многие дворцы знати.распространение гуманистической культуры породило среди европейской знати моду на собирание античного искусства.виллы богачей украшали чудом уцелевшие античные статуи, фрагменты мозаик и мраморных рельефов,снятых с фасадов древних строений.мраморные полы, широкие стрельчатые окна,просторные лестницы,внутренние дворы с галереями,беседки создавали впечатление роскоши и простора,особенно по контрасту с городами,где вечно не хватало пространства.





облик городского дома эпохи возрождения знаком нам "изнутри",и в первую очередь благодаря живописцам.богатый горожанин считал едва ли не обязательным заказать свой портрет,нередко - в интерьере собственного дома.да и сами живописцы,особенно мастера нидерландской школы, любили сюжеты в интерьере жилых помещений.
богатый дом в эпоху возрождения имел несколько чётко отделённых друг от друга зон.это хозяйские покои (спальня,кабинет главы семьи),комнаты,где принимали гостей,столовая и отдельная кухня.зоны внутри пространства жилого дома начали выделять ещё в XII-XIII вв.,в эпоху высокого средневековья,но лишь в эпоху возрождения человек наконец-то получил возможность уединиться в собственном жилище.





в интерьере ренессансные подсказки угадываются по особой ясности и чистоте композиционных решений,свойственных этому стилю.светлое,наполненное воздухом пространство,как правило, симметрично.глубокая перспектива,пропорциональность,гармоничность форм - обязательные требования эстетики ренессанса.характер внутреннего пространства во многом определяется сводчатыми потолками,плавные линии которых повторяются в многочисленных полукруглых нишах.
построение симметричной композиции отталкивается от одного центрального элемента, выступающего в качестве оси этой симметрии.например,таким элементом может стать камин, формально и психологически находящийся в центре внимания.дополнить картину могут профилированные карнизы и лепные фрагменты.





несмотря на то,что торжественность в определенной степени была свойственна ренессансу,эта слишком помпезная отделка может быть отнесена,скорее,к его позднему периоду,в котором уже зародились барочные тенденции.
ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов.широко используются различной формы колонны,пилястры,лист аканта,мотив канделябра,купидоны; вводятся в обиход гротески, развитые на основе орнаментов,обнаруженных на древнеримских стенных росписях; широко употреблялись арабески,плетёнки,картуши,фестоны,гирлянды,львиные головы,грифоны и т.д..





отделение кухни от прочих зон стало первым шагом на пути дробления внутреннего пространства дома простого горожанина.вся грязь,гарь,запахи пищи не должны были проникать на жилую половину и мешать хозяевам.художники возрождения любили кухню - трудно не прийти к такому выводу,глядя на полотна нидерландских живописцев конца XVI - начала XVII вв.. судя по размерам кухонь,где на столах лежат всевозможные натюрморты,а за столами или возле очага и возится хозяйка или кухарка с помощниками,жильцы дома тоже любили кухню.кухонная зала в городском доме XV-XVI вв. - это обширное пространство,почти наполовину занятое громадной печью-плитой.в центре кухни или у стены стол,на котором чистят птицу и рыбу,разделывают мясо, режут овощи.прокопченные потолочные балки в кухне увешаны связками различных трав, окороками,колбасами.вся мясная снедь,развешанная про запас,постоянно коптилась в кухонном дыму и потому не портилась долгое время.
жилые комнаты отличались строгим,если не сказать скромным убранством.в южных городах окна закрывали ставнями и жалюзи от солнца и от воров.в северных странах ставни оберегали, главным образом,от проникновения воров,а от солнца хозяева вешали тяжелые занавеси темных тонов.от грабителей окна в городских домах находились на уровне не ниже второго этажа.
вслед за архитектурой не могла не измениться мебель и бытовая утварь.правда,в своем стилевом обновлении мебельное искусство значительно запоздало по времени сравнительно с архитектурой и живописью.в подавляющем большинстве его образцов даже в XV веке еще много черт от изделий эпохи готики (в странах к северу от италии) и романского периода (в самой италии).расцвет ренессанса в мебели приходится на вторую половину XV века и длится до конца XVI века,когда в архитектуре,скульптуре и живописи господствует уже барокко.так называемое,позднее возрождение имеет место в мебельном ремесле и в первой половине века,преимущественно во франции.





в спальне,как правило,стояла двуспальная кровать под балдахином.это была та часть дома,куда имели право входить лишь хозяева,святая святых домашнего очага.
кроме спальни,к "закрытым" помещениям относился кабинет хозяина дома,где он вел все дела, встречался с гостями и клиентами,где держал бумаги и деньги.кабинет свидетельствовал о процветании,непоколебимости финансового положения его владельца.тёмные тона,неяркое освещение,выделяющее лишь стол и кресло хозяина - вот интерьер рабочего кабинета зажиточного горожанина.
всё в таком доме должно было свидетельствовать о том,что хозяин его человек серьезный и основательный,блюдущий правила христианского благочестия,не гонящийся за внешней мишурой, но не экономящий на признаках подлинного богатства.дом горожанина был его крепостью,за стенами которой он мог укрыться от житейских бурь.




тяготевшая к стенам,мебель предыдущих эпох начинает постепенно сменятся на более лёгкую и подвижную.ренессансная мебель превосходит средневековую не только количеством и разнообразием,но и большей индивидуальностью решений отдельных предметов.
намечается стремление к уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. экспрессивным вертикалям готики противопоставляются спокойные горизонтальные членения.





мебель ренессанса решается как архитектурное сооружение с колонками,карнизами,фронтонами. составленную из архитектурных фрагментов мебель,в которой каждая часть является самостоятельной независимой формой,называют архитектонической.
орнамент также отталкивается от античных образцов,но становиться более утончённым. декорируется,как правило,всё,но при этом соблюдается мера и подчинённость главной форме. Благо,что правильное геометрическое членение оставляло для украшений довольно обширные поля.





цвет ренессансной мебели сдержанный; мастера стремятся обыграть естественный цвет и текстуру древесины.а знаменательное изобретение станка для производства фанеры позволило широко использовать интарсию - плоскостной деревянный орнамент.
мебель для сиденья становится более разнообразной: "стул Строцци" на трёх ножках,складной стул на мотивы древнеримского курульного кресла,простой стул на четырёх ножках и развившийся из него вид кресла,обитого кожей,возродивший мягкую мебель.из итальянского сундука-кассоне развивается предок дивана касса-панка,ларь-скамья со спинкой и локотниками - эдакое почётное место для почётных гостей.посудные шкафы,уже довольно широко распространённые,также всё ещё напоминают сундук своей приземистостью и массивностью.






столы,в основном двух типов.первый - прямоугольный с толстой столешницей и двумя-четырьмя опорами,похожий на древнеримские мраморные столы.второй - одноопорный со столешницами круглой,шести- или восьмиугольной формы.не стоит забывать,что все эти "прогрессивные" формы мебели встречались лишь у достаточно богатых горожан.люд победнее пользовался всё той же доской, положенной на козлы.
кровати оставались же такими высокими,с приступкой и балдахином или задёргивающимися занавесками,с высоко поднятым изголовьем.
во франции,англии и германии возрождение начинается только в конце XVI века.в этих странах ещё долго не могут отказаться от готических форм (особенно в Германии),и итальянское влияние проявляется больше в орнаменте.например,немецкая ренессансная мебель более живописна и не так связана с античными образцами,как итальянская.для фламандской и голландской ренессансной мебели стали характерны прежде всего простота и удобство.
стоит отметить появление новой,долгое время традиционно английской формы стола - "стола-бабочки" с опускающимися полами и раздвижными ножками (предок такого знакомого нам, раздвижного стола).






типично же испанской мебелью можно считать кабинет,обработанный лаком и ажурными накладками.поднятый на ножки в виде колонн он имел либо дверцы,либо откидную доску,за которой скрывались маленькие выдвижные ящички.излюбленным испанским орнаментом, доставшимся в наследство от мавров,является арабеска.
с эпохи возрождения по сути дела и начинаются знакомые нам основные виды европейской мебели.если предыдущие стили органично развивались друг из друга,то ренессанс,перешагнув через тысячелетия,произвольно избрал отправной точкой наследие античности.



источник: материал взят из сети

@темы: архитектура, возрождение, интерьер, ренессанс, стиль, эпоха

URL
   

слово для <леса> и <мира> одно

главная